Это один из самых действенных приемов по организации мышления.
Возможно кто-то уже знаком с книгой Эдварда де Боно, английского писателя, психолога и специалиста в области творческого мышления, «Шесть шляп мышления» / «Six Thinking Hats».
В своей книге де Боно излагает способы структурирования коллективной и личной умственной деятельности для ее продуктивности и ясности.
Его метод развивает гибкое мышление, креативность, приходит на помощь во время творческого кризиса и в принятии решения, помогает точнее совместить свой взгляд с поставленными задачами.
Хорош он и для оценки нестандартных идей, когда важно каждое мнение при обсуждении вариантов под различными углами зрения.
В личном плане, метод поможет написать толковое деловое письмо, спланировать важные дела, произвести оценку чего-то, найти не стандартное решение выхода из сложной жизненной ситуации и т.д.
Суть метода «Шести Шляп»
Метод Эдварда де Боно основывается на идеи параллельного мышления.
Частенько интересные решения рождаются в результате «мозгового штурма».
Когда во время дебатов мнения и идеи не сталкиваются, просто имеют право на существование.
Для того чтобы такая встреча прошла в конструктивном ключе практически и помогает метод Шесть Шляп мышления.
Как правило, во время дебатов возникает три главных проблемы:
1) Эмоции.
Вместо того чтобы думать над вопросом, мы часто просто выплескиваем на окружающих свои эмоции, которые определяют наши дальнейшие действия.
2) Растерянность.
Когда перед нами встаёт сложная задача со многими вариантами или когда просто мы в начале чего-то нового — это, как правило, сопровождается жуткой неуверенностью.
Ведь далеко не всегда мы знаем с чего начать.
3) Путаница.
Когда, мы ставим одновременно несколько задач для своих мозгов: удержать в голове кучу информации, при этом быть логичными, последовательными и оригинально мыслящими, конструктивными, да вдобавок пытаемся организовать окружающих нас людей в этом ключе, обычно все это приводит к сумятице и путанице.
Согласно Методу, эти проблемы преодолимы путем разделения процесса мышления на шесть разных режимов.
Каждый режим условно принимается за шляпу определенного цвета.
Данное разделение позволяет нашим мозгам сосредоточиться, найти точку опоры, а затем рассматривать и решать все по очереди.
Шестицветье Шести Шляп
1) Белая шляпа мышления.
Режим концентрации и фокуса на всей информации, которая уже имеется.
А также поиск информации, которой возможно не достает, и на путях откуда ее можно раздобыть.
2) Красная шляпа.
Надевая красную шляпу, мы целиком и полностью погружаемся в мир эмоций, чувств и интуиции.
На данном этапе важно высказать все догадки, даже маловероятные, без подробностей и умозаключений.
В этот момент озвучивается все: страх, негодование, восхищение, радость и прочие эмоции, возникающие при обдумывании того или иного варианта развития.
Внимание!
В данный момент важно быть честным и с собой, и с окружением.
3) Желтая шляпа позитивная.
Оценка идеи с позитивной стороны.
Мы собираем все преимущества и выгоды от реализации каждой идеи и каждого предложения.
И даже, когда не находится на первый взгляд ничего положительного, важно раскопать скрытые положительные ресурсы.
4) Черная шляпа полная противоположность желтой.
Настал черед собрать все отрицательные последствия от реализации рассматриваемых идей и предложений.
В данный момент необходимо очень тщательно собрать все риски, тайные угрозы, подводные камни, притянутые за уши недостатки.
Сейчас преобладает только чёрная критика пессимиста.
5) Зеленая шляпа.
А вот теперь можно и оторваться по полной.
Творчество и креативность, различные варианты и провокации, сумасшедшие идеи и давно забытый раритет с нотами современности — все приемлемо, когда приходит время Зелёной шляпы.
6) Синяя шляпа.
Мы разобрались с первыми пятью шляпами и поняли, что они необходимы для оценки идей и предложений, и детальной проработки их содержания.
Шестая шляпа мышления — это управление процессом реализации идеи и работа над решением задач.
Когда мы пользуемся Синей шляпой первой — это определения того, что предстоит сделать, т.е. формулирование целей.
А, когда мы её надеваемое последней — это подведение итогов, и обсуждение выгоды и эффективности метода шести шляп.
Если заинтересовались, Вы всегда сможете взять в руки книгу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» / «Six Thinking Hats», и проштудировать подробности из первоисточника.
P.S. Международные корпорации, такие как British Airways, IBM, Pepsico, DuPont и многие другие, давно и успешно используют этот метод.
Получите прямо сейчас *Бесплатно
Заполните формы ниже и нажмите "Да! Хочу получить!"